nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Про Георгия Светлани



Георгий Светлани, на несколько лет моложе Тусузова и Ленца, но зато стал сниматься на кинопленку гораздо раньше их – аж в 1907 году! Звали его тогда Гринька Пиньковский. Родился он на Полтавщине, в заброшенном хуторе Свичковка. Мать решила назвать сына Егорушкой. «Егорушка — это, стало быть, Георгий», — сказал пьяный поп и, споткнувшись и чуть не уронив младенца в купель, брякнул: «Крещается раб Божий… Гри-го-рий…» Действительно, какая разница – Георгий или Григорий?

Зато Грыцько Пиньковский рос красивым мальчиком с ангельским голоском. В 1903 году отец отдал его в школу юнг при Санкт-Петербургском Гвардейском экипаже. Там Гриньку муштровали четыре года: он в совершенстве обучился сигнальному мастерству, как кошка лазал по вантам и даже научился бегать на руках. Когда в 1907 году было распределение в плавание, Гринька был зачислен солистом хора на самую шикарнейшую в мире императорскую яхту «Штандарт».



Как то раз трехлетний наследник престола Алексей Николаевич гулял с телохранителем по палубе и обратил внимание на симпатичного матросика. Ему рассказали, что это юнга Пиньковский, который умеет танцевать на руках. Когда Гринька продемонстрировал своё мастерство, наследник пришёл в дикий восторг и «Пикоски» (как назвал его Алексей) на два года стал «товарищем его Высочества».



Каждое утро Гриньку тщательно осматривали и потом отправляли к Алексею. Юнге Пиньковскому это не нравилось и он часто опаздывал. Его сажали завтракать вместе с наследником и няня приговаривала: «Алексей, смотри, как Пиньковский хорошо кушает! А ты отстаёшь!» Все княжны на яхте от безделья любили щелкать фотоаппаратами, и Гринька почти каждый день получал в подарок свою фотокарточку. Кроме этого личный фотограф двора его Величества господин Ган часто снимал его на киноплёнку. Гринька провёл на «Штандарте» и весь 1908 год. Никто не сомневался, что и дальше он будет служить на императорской шхуне, а мудрые люди вообще прочили ему карьеру камердинера — ведь наследник подрастал и Гриньку не отпускал от себя ни на шаг.



Но дворцовые интриги и завистники сделали своё черное дело. В 1909 году Пиньковского «списали на берег», а наследнику сообщили – проштрафился его товарищ. Оно и к лучшему. Развивайся Гринькина карьера дальше – быть бы ему в 1918 году в том страшном подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге… А так Гриньку выслали за Ораниенбаум, где он увлёкся велосипедным спортом и кузнечным мастерством. В 1911 году он окончил Школу юнг Гвардейского экипажа в Петербурге, в 1914 – Императорские курсы дирижёров. Молодой Пиньковский пытался освоить профессию слесаря, авиатора, регента, был инструктором в школе юнг, служил скрипачом в Великорусском симфоническом оркестре в Петербурге, дирижёром, преподавал танцы…



В 1918 году Григорий впервые вышел на сцену. Он – актёр Красноармейского театра в городе Глазов Вятской губернии. С 1919 года работает в театре в Кирсанове (Тамбовская губерния). В 1920 году Гриша Пиньковский переехал в Москву и устроился в театр Революционной сатиры, а потом, получив рецензию о выдающемся таланте, познакомился с Мейерхольдом, взял от него рекомендацию и решил попробовать поступить в ГИТИС, куда и был принят вне конкурса. Он работал в Первом Передвижном театре миниатюр, а с 1923 года – в Театре эстрады.

Во время работы в Кирсанове Пиньковский познакомился со своей будущей женой. Апполинария пришла на местные танцы и Георгия как громом поразило. После долгих встреч он сделал красавице предложение (а у нее от первого брака уже было трое детей!). Жили супруги хорошо и даже стали вместе выступать на эстраде. Они подготовили программу «2-Светлани-2», где всё строилось на контрасте – маленький, сухонький, эксцентричный партнёр и большая, сексапильная, эффектная партнёрша.



Надо пояснить, откуда взялась фамилия «Светлани». Во время работы в Театре эстрады Георгий Пиньковский исколесил вдоль и поперёк всю страну и даже гастролировал в Швеции, где 7 августа 1925 года получил телеграмму из Москвы о рождении дочери Светланы. Он даже сочинил стихотворение: «Седьмого августа, по плану, жена родила дочь Светлану. Было гордостью папани назваться именем Светлани.» Так Пиньковский превратился в Светлани (кстати, точно таким же образом получил свой псевдоним известнейший комедийный артист Михаил Светин).



Георгий Светлани-Пиньковский перепробовал на эстраде все жанры. Он умел всё — танцевать, бегать на руках, играть на скрипке и любом другом инструменте, даже на бутылках или пиле. Много лет он выступал в образе Чарли Чаплина и имел большой успех. Естественно, такие способности не могли оставаться без внимания кинорежиссеров. Светлани приглашали даже в знаменитую комедию «Веселые ребята». Но артист был тесно связан с партнёрами по эстраде, поэтому вопрос о кино отпадал. И всё-таки от судьбы не уйдёшь.



В 1940 году Светлани принял участие в конкурсе киноактёров и был утверждён на две роли сразу — Бориса Морозова в фильме «Дело Артамоновых» и дяди Васи в «Машеньке». Тут же снялся в двух эпизодах в картинах «Свинарка и пастух» и «Парень из тайги». Съемки в «Деле Артамоновых» совпали с первым днем войны. Георгий Светлани выехал с киностудией в эвакуацию и продолжал сниматься. А потом фильмы пошли один за другим. Светлани хотя бы раз пригласили практически все советские режиссеры, но больше других Леонид Гайдай.



Эта «трилогия», где Светлани не сказал ни слова, но навсегда остался в нашей памяти. «Не может быть!» – старый любитель пива, которому Вячеслав Невинный наливает полную кружку пены; «Бриллиантовая рука» – Светлани играет члена домкома на общественных началах, который патрулирует в народной дружине и вешает объявление о пьянице и дебошире Горбункове. И конечно же, «Кавказская пленница» – из-за кустов появляется поддатый старичок, на которого, как с неба, сваливается протянутая Вицыным кружка пива



Даже небольшие роли Светлани в картинах придают им естественность и какой-то неповторимый «домашний» уют. Поэтому его и любили приглашать режиссёры. Очень кстати было и эстрадно-музыкальное прошлое артиста – несколько раз он играл скрипачей («Борец и клоун», «Дайте жалобную книгу», «Люблю. Жду. Лена.»). А как он уморительно пел «Я шагаю по Москве»! (тот самый концерт в фильме «Тридцать три» где Леонов пел «На речке, на речке, на том бережочке»). Этот чуть ли не придворный скрипач как никто играл вымирающих русских мужичков («Дело было в Пенькове», «Три тополя на Плющихе», «У крутого яра»).



Георгий Данилович прожил 88 лет, до конца дней оставаясь безумно весёлым и озорным человеком, которого все любили и нежно называли «наш дед». Он не боялся рассказывать друзьям и коллегам историю своей дружбы с наследником престола (и как это он умудрился в сталинские годы в лагеря не попасть?!). Долгими вечерами, свободными от съемок, он записывал воспоминания в ученические тетради и складывал их в старый чемодан. Прошло более двадцати лет после смерти актера и записи эти были опубликованы в книге «Товарищ его Высочества».



Это кадр из фильма «Вечерний лабиринт». Светлани играл старого лифтера, который сидел и всех спрашивал: «Вы с какого этажа? Вы на какой?», пока его самого не засунули в лифт (Наверно, пробег высчитывал). Причем спрашивал голосом Георгия Милляра (я уже говорил, что этим голосом часто озвучивали других стариков). За всю свою кинематографическую карьеру Георгий Светлани сыграл одну-единственную главную роль. Это роль старого массажиста в фильме «Спорт, спорт, спорт». Но и здесь ему не пришлось говорить своим голосом: режиссёр Элем Климов пригласил на озвучку Ролана Быкова…



http://velikiynemoy.ru/%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%8B/nashi-komicheskie-stariki-georgij-tusuzov-yakov-lenc-georgij-svetlani
Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments