nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Category:

Про ... Джимми Пейдж и его гитары



Мы в России имеем историческую и идеологическую роскошь рассуждать о том, кто являлся в 70-е или является сейчас величайшим рок-гитаристом в контексте рок-группы, а для массы наших зарубежных братьев по разуму этот вопрос никогда вообще не стоял. Какой может быть выбор, если он сделан ещё лет 45 тому назад: лучший гитарист мира – это лидер Led Zeppelin Джимми Пейдж (Jimmy Page)! Не будем сейчас говорить о реальном и мифологическом величии «цеппелинов» и Джимми лично, а лучше вспомним незадолго до 75-летия незаурядного музыканта, композитора и продюсера, которое случится 9 января, о том, какие инструменты и оборудование помогли ему в создании неповторимого звучания гитар и в конечном счёте обратили его в одну из самых значимых рок-икон всех времён и народов не только для старшего поколения слушателей.

Сам Джимми прекрасно знал абсолютно всё о создании околомузыкальных мифов, и никогда не был против того, чтобы поучаствовать в их создании – от мрачных слухов о создании песен Led Zeppelin в соавторстве с тёмными оккультными силами до публичной сильно рок-романтической истории проекта Coverdale–Page. Для нас гораздо важнее другое: Джимми с первых дней своей профессиональной (и сперва чисто студийной деятельности) был профессионалом до мозга костей, вникающим в каждый аспект возникновения и записи звучания акустических и электрогитар, и подобная дотошность практически полностью компенсировала отсутствие у него систематического музыкального образования. Поэтому не надо удивляться вовсе не безграничному арсеналу гитар, обработок и усилителей Маэстро – поиск своего звука Джимми осуществлял среди единожды избранных моделей инструментов и техники. Но до правильного выбора сперва было далеко – как вы прекрасно понимаете, и наш герой был когда-то просто начинающим гитаристом.




Задним числом удивляет, сколь быстро Джимми определился с выбором одной из своих важнейших ранних гитар, Gibson Les Paul Custom 1960 года выпуска с вибрато Bigsby. Она была куплена на заре 60-х и интенсивно использовалась им в студийной работе вплоть до момента ухода музыканта в группу The Yardbirds в 1966-м. Известно, что инструмент с тремя звукоснимателями PAF образца 1955 года использовался при студийной записи одной из важнейших пьес Led Zeppelin “Whole Lotta Love” (1969). В апреле 1970 года эта гитара, получившая к тому моменту собственное имя “Black Beauty” была похищена во время американского турне «цеппелинов». А предшествовал ей, помимо акустической гитары Hofner Seanator со звукоснимателем, всего один инструмент – чехословацкая (!) гитара DrevokovResonet Futurama III / Grazioso с корпусом, разработанным на основе корпуса Fender Stratocaster, тремя звукоснимателями-синглами и тремя клавишными выключателями звукоснимателей. Занятное совпадение – подобная гитара выпускается чешским брендом Jolana под маркой Grazioso по сей день, только с нормальными переключателями и грифом по образцу Fender Stratocaster. Может показаться удивительным, но свои первые шаги как студийный музыкант Джимми сделал именно с этим инструментом.




Еще один ранний инструмент Джимми – Fender Telecaster (1959), подаренный ему Джеффом Беком (Jeff Beck) в 1966 году, и бывший основной сценической гитарой музыканта до 1969-го и окончательного обращения «в веру Gibson Les Paul». Судьба гитары прослеживается плохо – сам Джимми утверждает, что после нескольких перекрасок корпуса инструмент пришёл в негодность, а гриф от него был установлен на другой Telecaster 1953 года выпуска с коричневым корпусом, использованный при записи песни Led Zeppelin “Hot Dog” (1979), впоcледствие ставший основным инструментом Джимми в супергруппе The Firm. Однако эксперты сходятся во мнении, что первый Telecaster вошёл в историю рок-музыки – именно на нём записано соло к великой пьесе “Stairway To Heaven” (1971). В середине 60-х Джимми приобрёл и такую умеренно экзотическую гитару, как Danelectro 3021/DC59 (1961) с комбинированным корпусом из тополя и пропитанного полимерами оргалита и двумя звукоснимателями-синглами. С 1967 года гитара использовалась в кельтском строе для игры смычком в концертной пьесе “White Summer” в составе The Yardbirds, а в рядах Led Zeppelin её характерный жужжащий тембр оказался очень к месту в такой классике, как “When The Levee Breaks” (1971), “In My Time Of Dying” (1973) и “Kashmir” (1975).




Наконец, в апреле 1969 года Джимми покупает у американца Джо Уолша (Joe Walsh – James Gang, впоследствии Eagles) Gibson Les Paul Standard (1959 или 1960), получивший впоследствии собственное гордое имя “Number One”. Гитара попала в руки Джимми с перешлифованным с обратной стороны и, следовательно, утончённым грифом, что значительно облегчало игру. Звукосниматели в первоначальной конфигурации – три хамбакера PAF, но уже в 1972 году бриджевый звукосниматель оказывается заменён на хамбакер T-Top, а уже в 90-е его сменил хамбакер Seymour Duncan. Исходные регуляторы громкости были сменены на пушпульные, позволявшие переключение фазы звукоснимателя. Второй Gibson Les Paul Standard (1959), он же “Number Two”, был приобретён в 1973 году и использовался в кельтском строе, в том числе при игре смычком. Гриф был перешлифован уже лично Джимми, и на гитаре были установлены пушпульные регуляторы громкости, допускавшие не только переключение фазы, но и деление сигнала каждого звукоснимателя и переключение всех четырёх катушек в режим параллельного включения. Третий (“Number Three”) Gibson Les Paul (1969 или 1970) был введён в дело в 1970 году как запасная относительно первой гитара. И, говоря о гитарах Gibson, находившихся в пользовании Джимми, невозможно не вспомнить двухгрифовый (6 + 12 струн) инструмент EDS-1275 с серийным номером #911117, ставший легендой за счёт использования в концертных версиях пьесы “Stairway To Heaven”. Также в арсенале Джими эпохи Led Zeppelin присутствовали 12-струнные электрогитары Fender Electric XII (1965) и Vox Phantom XII (1967), а также Fender Stratocaster (1964). А самой широко используемой с 1970 года акустической гитарой у Джимми стал «дредноут» Martin D-28, в которую позднее был установлен двухступенчатый предусилитель Barcus-Berry Model 1355 / 1330S.




Тот же принцип тщательного отбора нужных моделей и использование разумного минимума отличал и отличает подход Джимми к гитарному усилению – его основой музыкант в данный момент считает проверенный временем исходно 100-ваттный Marshall SLP-1959 (“Plexi”) с переустановленными лампами KT-88, что повысило его выходную мощность до 200 Вт. Еще пара канонических усилителей Джими – это Vox AC30, активно использовавшийся при записи альбома Led Zeppelin “In Through the Out Door” (1979) и до сих пор находящийся в эксплуатации Supro Thunderbolt 1690T с переустановленным динамиком 12". Но бренд сценического оборудования, имя которого неразрывно связано с именем Джимми – это усилители Orange. Всё началось в августе 1971 года, когда компании удалось добиться эндорсерского соглашения с музыкантом как минимум на время следующего американского турне Led Zeppelin. В результате у Джимми оказалось два 200-ваттных усилителя OR200, основной и запасной, и они использовались на сцене до июля 1973 года при работе с терменвоксом. По словам Джимми, «я пользовался Orange нечасто, но в моём репертуаре всегда было полно музыки, которая требовала вот такого элементарного рок-звучания, эдакого простого и прямолинейного рок-н-ролльного звука». А в турне 1999–2000 годов с американской группой The Black Crowes гитарист использовал 30-ваттные усилители AD30 в комбинации с кабинетом Marshall 1982B. Они же имелись на сцене лондонской арены O2 во время исторического реюнион-концерта Led Zeppelin 10 декабря 2007 года. Затем Джимми играл через AD30 в июне 2008 года на лондонском стадионе Wembley во время джем-сейшна с Джоном Полом Джонсом и музыкантами группы The Foo Fighters. Во время реюниона Led Zeppelin на сцене использовалась также связка 50-ваттных усилителей AD50 (с чёрным виниловым покрытием корпуса вместо оранжевого) и кастомного OR50 c серийным номером #1.




Обработки всегда были также сведены у Джимми к разумному минимуму, однако здесь заслуживают упоминания такие педали, как фейзер MXR Phase 90, фузз и октавный делитель MXR Blue Box M103, «квакушка» DigiTech WH1, овердрайв BOSS SD-1 и хорус BOSS CE-2. Словом, здоровый минимализм в оборудовании и максимум музыкальной мысли и исполнительского изобретательства – вот девиз настоящего волшебника от музыки, которым Джимми Пейдж несомненно является.


https://zen.yandex.ru/media/muztorg/djimmi-peidj-i-ego-gitary-5c17a185ca54dd00abe7bcc2

Tags: #1, #911117, jimmy page, led zeppelin
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments