nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Category:

Про ... Чем пах Советский Союз, и Зачем Наполеон употреблял «Тройной» одеколон

Духи «Красная Москва»: легенда, история, жизнь.

Первые советские парфюмы появились сразу после революции. Так как с 19 века в России работали старинные французские парфюмерные фабрики, то и новое производство опиралось на этот опыт. Заложенные традиции сохранили достойный уровень качества, и очень быстро на суд гражданам СССР представили легендарные ароматы. Выпуск «Красной Москвы» не прекращался и в Великую Отечественную. Мужественный «Шипр» кружил головы даже самым рассудительным барышням. А универсальный «Тройной» оказался единственным парфюмом, на который у товарища Сталина не было аллергии.


Первые послереволюционные парфюмы



Фабрика Брокара в 19 веке. /Фото: i.pinimg.com

Фабрика Брокара в 19 веке. /Фото: i.pinimg.com




История советской парфюмерии начиналась задолго до смены политического устройства 1917 года. В царской России функционировали несколько парфюмерных фабрик, самые крупные - «Брокар и Ко» и «А. Ролле и Ко». Во главе последней стоял московский коммерсант Э. Бо, который позже подарил миру «Шанель 5». А в период русских парфюмерных открытий он работал над расширением ассортимента, модернизацией существующего производства, закладыванием плантаций для выращивания эфиромасличных культур. «Брокар и Ко» успешно конкурировал с детищем товарища Бо, развившись из мыловарного цеха с тремя работниками в авторитетную парфюмерную фабрику.

Показателем уровня служило право нанесения на продукции особой метки: «Поставщик двора её императорского высочества великой княгини Марии Александровны». С приходом в Россию советских властей фабрики национализировали и переименовали. Выпуск первых парфюмов поручили тресту «Жиркость» с символичным обозначением «ТЭЖЭ». Такая аббревиатура звучала на французский лад, чем приманивала советских женщин. Фабрика Брокара теперь называлась «Новая заря», и планово-директивный принцип управления производством нисколько не помешал поддерживать достойный уровень продукции.

Триумф «Красной Москвы»



Спрос на «Красную Москву» есть и сегодня. /Фото: bruna.com.ua

Спрос на «Красную Москву» есть и сегодня. /Фото: bruna.com.ua



В расцвет НЭПа, в 1925-м, публике представили роскошную «Красную Москву». Композицию парфюма составляли более пятидесяти компонентов. Нашумевший аромат сопровождали красивые легенды. Первая утверждала, что композицию в 1913 году создал Август Мишель к 300-летнему юбилею Дома Романовых. По другой версии – парфюм с идеологическим именем изготовлен еще раньше – по случаю рождения наследника Алексея в царствование Марии Федоровны. И с приходом Советов Мишель просто воспроизвел свои давние разработки. Но найти истину маловероятно, «августейший» парфюм хранится в архиве «Новой Зари» запечатанным.

Сразу после выпуска стать обладателем «Красной Москвы» можно было лишь по спискам. В очереди за парфюмом стояли первые женщины Союза: кинозвезды, супруги столичных партлидеров, первые ударницы. В 1930-е СССР усилил парфюмерные позиции, заняв третью ступеньку в мире после США с Великобританией. А «Красная Москва» по-прежнему оставалась вне конкуренции.

Выпуск не прекратился даже в Великую Отечественную, хоть предприятие и ориентировалось на производство фронтового мыла. Более того, стоимость «Красной Москвы» к 1942 году взлетела вдвое: с 28 рублей в 1940-м до 57 рублей. А в 1944-м духи встречались в коммерческих спецмагазинах по немыслимой цене в 500 рублей. Высшей точки популярности парфюм достигает в 50-е. Облако «Красной Москвы» охватывало столицу от центра до дальних окраин. Полюбившийся советским женщинам аромат витал в жилых квартирах и госучреждениях. В 1958-м «Красная Москва» доросла до мирового признания – на брюссельской выставке парфюм получил Золотую медаль. И даже к 1970-м, когда советский ассортимент парфюмов перевалил за 120 наименований, «Красная Москва» оставалась неоспоримым лидером продаж.

История «Тройного» и страсть Наполеона



Истории «Тройного» не один век. /Фото: static.auction.ru

Истории «Тройного» не один век. /Фото: static.auction.ru



Уважающий себя советский мужчина чаще всего пах «Шипром». Этот одеколон был в СССР непременным знаком элегантности и всей парфюмерной советской эпохи. Аристократичный «Шипр» имел удивительно устойчивую базу, благодаря содержанию бергамота, пачули, лабданума и дубового мха. По легенде, именно на такой основе московским коммерсантом-парфюмером Бо созданы духи «Шанель № 5».

«Шипром» освежались большинство клиентов советских мужских парикмахерских залов. Военные после бритья умывались этим одеколоном. «Шипр» появился как минимум 3 века назад и звался «Кельнской водой». Так в 1750 году французы оккупированного Кельна называли дезинфицирующее средство-одеколон, обладавшее приятным запахом. Кельнскому парфюмеру рецепт воды на базе спиртового раствора лаванды, бергамота и розмарина достался от доминиканских монахов. Композицию дополнили лаймом, апельсином и грейпфрутом, а одеколон приобрел небывалую популярность.

Его использовал сам Наполеон, добавляя одеколон в ванны, полоща им горло и даже капая на сахар к чаю. Прусский государь Фридрих II преподнес одеколон в дар русской императрице Екатерине, а спустя некоторое время парфюмерный состав оценил Александр I.

В России «Тройной одеколон» основался с войной 1812 года, достойно выдержав конкуренцию остальных парфюмов. В СССР ему нашли множество применений. Советские гражданки обрабатывали одеколоном порезы и ссадины, старики использовали в суставных компрессах, а отдельно взятые мужчины даже принимали внутрь. «Тройной» был повседневным аромасредством Сталина, потому как использование всех других приводило к аллергическим реакциям.

Культурная парфюмерия



Набор «Черный ларец». /Фото: newauctionstatic.com.ua

Набор «Черный ларец». /Фото: newauctionstatic.com.ua



В советские 50-е появились первые парфюмерные наборы, упакованные в дорогие коробочки с отделкой и даже шкатулки из камня. Примечательным было то, что тот или иной комплект обязательно приурочивался к культурному событию. Например, набор духов «Балет» и «Фуэте» посвятили успехам танцевального искусства в СССР. А вечерний женский аромат «Пиковая дама» стал подарком парфюмерной фабрики к 150-летию со дня рождения Пушкина. По этому же принципу «Красный мак» символизировал 10-летие Октябрьской революции, а одеколон «В полет» - годовщину гагаринского полета.


«Кармен». /Фото: yandex.ua

«Кармен». /Фото: yandex.ua


https://kulturologia.ru/blogs/241120/48240/
Tags: СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments