nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Categories:

Про ... «Шаха», «шестерочка», «шестерка»: невыдуманные случаи из жизни самых престижных «Жигулей»

 




Первые экземпляры ВАЗ-2106 начали сходить с конвейера ВАЗа в самом конце 1975 года. Правда, затем дату официального дебюта «шестерки» перенесут на февраль 1976-го, приурочив его к очередному съезду КПСС. В Советском Союзе, знаешь ли, вообще любили все приурочивать…

Это не единственная странность в биографии машины. Как тебе такой вот факт? Изначально «шестерка» должна была называться иначе — ВАЗ-21031. По принятому в то время нормативу этот индекс расшифровывался как «первая модификация третьей малолитражной модели» производства Волжского автозавода. Сложно, но хотя бы логично. Но в Тольятти вспомнили, что перед открытием завода обещали стране каждый год осваивать выпуск новой модели, а не просто какой-то там «версии». Так «тридцать первая» превратилась в «шестую».

FIAT 125 — один из прообразов «шестерки»

Сути, впрочем, это не меняло. «Шестерка» стала модернизированной версией «тройки», которая, в свою очередь, была улучшенной «копейкой». Не запутался? Причем, в отличие от ВАЗ-2101, полностью скопированной (вполне легально) с Fiat 124, внешне «шестерка» была собирательным образом. В ней можно найти черты спортивного Fiat 124S, а также старшей модели 125. Весомый вклад в стиль «шахи» внесли и вазовские дизайнеры.

Владимир Антипин сделал характерные пластиковые очки вогнутой формы для сдвоенных передних фар, а Владимир Степанов нарисовал классные блок-фонари. Задняя оптика «шестерки» в одном корпусе совместила стопари, габаритные огни, фонарь заднего хода и даже подсветку номерного знака. Да и вообще для второй половины 70-х ВАЗ-2106 выглядел довольно модным и стильным автомобилем. Причем не только по советским реалиям.

Вполне оправдывал люксовую суть машины и салон «шестерки». Он был более мягким и качественным, чем в простоватых «копейках». Отделка торпедо под дерево, велюровые кресла, спортивная приборка с круглыми приборами, включая тахометр, подголовники на передних креслах. Все, что кажется стандартным и банальным в 2020-м, почти полвека назад воспринималось как шик.

А еще у ВАЗ-2106 была классная цветовая палитра. Как снаружи (радостно-синий, сочно-красный, бодро-оранжевый и другие веселенькие оттенки), так и внутри. Бордовые дверные карты и ковры смотрелись просто на отлично. Неудивительно, что в конце 70-х «шестерка» сразу стала самыми престижными «жигулями».

Не только по статусу, но и по бюджету. Отпускная цена «шахи» составляла 9100 рублей. Это были самые дорогие «Жигули» на рынке. Зато в Европе, куда «шестерка» поставлялась под именем Lada 1600, советский седан, напротив, слыл одним из самых доступных и выгодных предложений.

На рубеже 80-х заднеприводные «Лады» с успехом поставлялись не только в страны соцблока, но и на рынки Западной Европы, а также в Австралию и Канаду. С допоборудованием — литые диски, раллийные противотуманки, магнитола — «шестерки» выглядели гораздо круче, чем стоили.

Реклама дилера Lada из ФРГ. Ну очень нарядная «шаха»!

Неожиданный удар по репутации Lada 1600 за рубежом в 1979-м нанес ввод советских войск в Афганистан. Этот шаг категорично осудили все страны западного мира. Ну а некоторые простым осуждением не ограничились.

На этом забавном снимке владельцу канадской «шестерки» отказывают… в бензине. Надпись на плакате гласит: «Мы не заправляем „Лады“, пока Советы не выведут войска из Афганистана». Видимо, в следующий раз водителю этой «шахи» удалось заправиться только в 1989-м…

Увы, миг славы «шестерки» как едва ли не самого престижного автомобиля СССР оказался кратким. Наступили 80-е, принесшие с собой ворох экономических проблем для всей страны и для «АвтоВАЗа» в частности.

ВАЗ-2106 начал угасать на глазах, теряя былой лоск и красоту. Сокращалась яркая палитра цветов кузова и салона, модный хром в отделке исчезал бесследно, металлические бамперы меняли на пластиковые, из интерьера сбежали и велюр, и декор по дерево. Финал-апофеоз бездумной и бездушной экономии — версия без боковых молдингов 1993 года. Из няшной красотки «шаха» очень быстро превратилась в серую простушку.

Начав свой путь в конце 1975-го, «шестерка» в итоге продержалась на конвейере свыше 30 лет. Последние экземпляры модели были выпущены на заводе в Ижевске в 2006-м. В Тольятти производство ВАЗ-2106 свернули еще в 2001-м.

По факту «шестерка» стала одним из популярнейших автомобилей в истории СССР. Общий тираж превысил 4 миллиона штук. Пусть даже в конце жизненного цикла «шахи» никто ею не восхищался и не называл ее умницей и красавицей.

http://magspace.ru/blog/avto/355366.html

Tags: СССР, авто
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment