nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Category:

Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»

Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»

В середине 1960-х годов режиссер Леонид Гайдай решил обратиться к одному из своих самых любимых литературных произведений – он задумал экранизировать роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова «12 стульев». Чтобы получить официальное разрешение, Леонид Иович отправился к председателю Госкино Алексею Романову.

Чиновник понимал, что Гайдай может снять добротный фильм, но именно в это время известный режиссер Михаил Швейцер снимал «Золотого теленка», поэтому экранизировать первую часть произведения было бы нелогично. Пришлось отказать.

Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»

Без дела Гайдай сидеть не собирался и узнал, что его давние коллеги-сценаристы Яков Костюковский и Морис Слободской создали небольшую рукопись для экранизации под названием «Контрабандист». Идею талантливые сценаристы почерпнули в газете «Правда», где была напечатана заметка о группе контрабандистов, перевозивших нелегальный товар в гипсе. Конечно, текст нуждался в существенной доработке, но сама идея дожила до итогового варианта.

Леониду Иовичу сюжет понравился и в марте 1967 года на «Мосфильме» официально зарегистрировали заявку на создание фильма, тогда же был заключен договор со сценаристами.

С главным героем все было понятно – это простой советский человек Семен Семеныч. У него только фамилия три раза менялась: сначала Павлик (не имя), затем Тимошкин и только к началу съемок Горбунков. Именно ему во время дальнего турне контрабандисты по нелепой случайности (которая в фильмах Гайдая часто имела место быть) положили бриллианты в гипс.

Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»

Летом Костюковский и Слободской писали сценарий к будущему фильму, а в сентябре к ним присоединился Гайдай. Режиссер не собирался больше снимать в своих фильмах уже ставшую знаменитой троицу Трус, Бывалый и Балбес. На их место решено было определить Графа, Механика и Малыша.

В конце октября 1967 года сценарий под названием «Контрабандист» обсудили в творческом объединении «Луч», рекомендовав внести правки: Малыша из фильма убрали, роль милиции сделали более значимой, а сцены с участием управляющей домом Плющ наоборот сократили.

В феврале 1968 года стартовали переговоры с актерами. Впрочем, главная роль изначально писалась под Юрия Никулина, поэтому тут вопросов не возникало. Для съемочного процесса ему дали заранее в «Союзгосцирке» даже отпуск на полгода дали индивидуальный.

Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»

А теперь несколько интересных историй со съемок фильма «Бриллиантовая рука». Сцену с участием Юрия Никулина и Андрея Миронова в кафе «Мороженое» снимались 5 часов.

Актеры порядком подустали, а Миронову пришлось стойко вытерпеть восемь дублей, чтобы снять эпизод, где мальчик попадает в лицо его герою мороженым. На самом деле это был не пломбир, а смесь творога и молока, которое бросал ассистент режиссера.

В съемках фильма «Бриллиантовая рука» участвовали супруга Юрия Владимировича Никулина и его 10-летний сын Максим. Супруга актера Татьяна Николаевна сыграла экскурсовода, а Максим – мальчика, который помог Графу выбраться с острова.

Максим с удовольствием согласился сниматься, но на десятом дубле сцены, где его пинает Миронов – возмутился, и спросил отца – скоро ли его перестанут бить? Дело в том, что после пинка мальчик постоянно выпадал из кадра и Гайдай ругал его как настоящего актера. В итоге Леонид Иович сказал: теперь Миронов просто проходит мимо и не трогает Максима. А Миронову сказал: пни, как следует мальчишку. В итоге следующий дубль оказался удачным.

Больной Миронов и народный Никулин: как создавали советскую комедию «Бриллиантовая рука»

Кстати, для Андрея Миронова съемки оказались довольно тяжелыми – он страдал нервной экземой - это кожное заболевание, развивающееся на фоне стрессов и переработки. Но актер в кадре совершенно не показывал недомогания.

Интересно, как снимали сцену, в которой поскальзывается герой Юрия Никулина. У того никак не получалось нормально упасть: сначала трюк проделывали с банановой кожурой, потом с арбузной коркой. А Леонид Каневский в эти дни торопился на съемки в Свердловск. Роль то у него в комедии Гайдая небольшая – поэтому смысла задерживаться в Баку не было.

Тогда он надел брюки Никулина и сам упал, причем, очень художественно. Поэтому в итоге упал в кадре Никулин, а нога – Каневского. Вообще, во время съемок сцен на улице к Никулину периодически подходили местные жители и жали руку. Как-то в 7 часов утра на пристань пришел местный выпивоха, растолкал милицию и съемочную бригаду, подошел к актеру и сказал: «Здорово, раздолбай!» и крепко обнял. Миронов и Папанов скромно стояли с стороне и наблюдали за тем, с каким искренним уважением относятся люди к их коллеге.

Фильм «Бриллиантовая рука» вышел на большие экраны в июне 1969 году. За первый сезон комедию посмотрело почти 77 миллионов зрителей. В прессе картину долго восхваляли, как настоящую народную смешную комедию.

https://zen.yandex.ru/media/kinonytik/bolnoi-mironov-i-narodnyi-nikulin-kak-sozdavali-sovetskuiu-komediiu-brilliantovaia-ruka-5fcf4af3adaafd0b100dffd1

Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment