nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Categories:

Про ... Как легендарная «Чайка» совершила переворот в советском автопроме

В советские времена о «Чайке» можно было только мечтать

«Чайка» считается одним из популярнейших авто Советского Союза. Машину представительского класса создали специально для первых лиц государства и чиновников, а простые граждане могли только любоваться проезжающими красавцами-автомобилями. «Чайка» была на службе у государства с середины XX века и до 80-х годов. Как же появился знаменитый автомобиль?

Зарождение «семейства крылатых»



Выпуск серийного производства «Чаек» начался в 1959 году / Фото: pbs.twimg.com

Выпуск серийного производства «Чаек» начался в 1959 году / Фото: pbs.twimg.com



В XX веке автопром развивался стремительно, особенно в Европе и США. По сравнению с заграничными авто, правительственный предшественник «Чайки» ЗИМ-12 выглядел крайне устаревшим. А ведь СССР не мог отставать. Новенький ГАЗ-13, он же «Чайка», получился под стать «конкурентам», разве что кондиционера не имел. Американские тенденции автопрома коснулись всего мира, поэтому неудивительно, что «Чайка» напоминала Packard Caribbean 1955 года. А в Европе производством машин такого класса занимались только Rolls-Royce и Facel.

Первый прототип «Чайки» увидел свет в 1958 году, а серийное производство авто началось через год. В машину установили двигатель мощностью 195 лошадиных сил, оснастили трехступенчатой коробкой-автомат, электростеклоподъемниками, системой усилителя руля и тормозов. Автомобиль выглядел солидно и массивно, но при этом развивал скорость до 160 км/ч. Вместе с классическими ГАЗ-13 начали производить и машины для других правительственных нужд. Например, лимузины со внутренней перегородкой ГАЗ‑13А, санитарные «черные доктора» ГАЗ‑13С и кабриолеты ГАЗ‑13Б.

Отличие от американца



По дизайну «Чайка» напоминала американский Packard Caribbean 1955 года / Фото: cdn1.mecum.com

По дизайну «Чайка» напоминала американский Packard Caribbean 1955 года / Фото: cdn1.mecum.com




Несмотря на внешнюю схожесть, американский Packard Caribbean выглядел скорее легкомысленно и беспечно. Черная же «Чайка» со строгим серым салоном ассоциировалась с делами государственной важности. ГАЗ-13 не продавали, а дарили за заслуги. По расчетам, розничная стоимость «Чайки» составила бы рекордные 17 500 рублей. В те времена это была астрономическая сумма, ведь даже «Волгу» за 5500 рублей могли позволить далеко не все советские граждане. К правительственному авто обычно прилагался немногословный и надежный шофер, большая квартира не в хрущевке, дача за городом и отдых в лучших советских санаториях.

«Форма одежды» членов правительства тоже мало чем отличалась: плащ, пальто, костюм, шляпа в серо-темных оттенках. Удивительно, но машина гармонировала не только с образом жизни, но и с рабочим кабинетом чиновников. В огромной комнате располагался массивный письменный стол, стены украшали дубовые панели и портреты партийного руководства. Машины «трудились» не только в СССР, их также отправляли советским дипломатам в зарубежные посольства. Один автомобиль даже находился в автопарке консульства США.

Как сложилась жизнь «Чаек»



В 1977 создали новую модель ГАЗ-14, которую выпускали параллельно с ГАЗ-13 / Фото: 3.404content.com

В 1977 создали новую модель ГАЗ-14, которую выпускали параллельно с ГАЗ-13 / Фото: 3.404content.com



Первый рестайлинг модели провели уже в 1962 году. В ГАЗ-13 обновили карбюратор и отделку салона, заменили ремни безопасности, колпаки и установили двухконтурную тормозную систему. Внешний вид автомобиля остался прежним. «Чайка» служила членам правительства несколько десятилетий. Ее дизайн уже заметно устарел, однако модернизировать машину не стали. Вместо этого создали новую модель - ГАЗ-14, которую с 1977 по 1981 годы выпускали параллельно с ГАЗ-13. В 80-х «Чайку» сняли с производства, освободив дорогу современным авто. Всего за время существования автомобиля выпустили 3000 экземпляров.


Специально для Валентины Терешковой ГАЗ-13 покрасили в белый цвет / Фото: allegro-novosibirsk.ru

Специально для Валентины Терешковой ГАЗ-13 покрасили в белый цвет / Фото: allegro-novosibirsk.ru



За заслуги перед страной «Чайки» дарили: первой женщине-космонавту В. Терешковой, полководцу Г. Жукову, кубинскому революционеру Ф. Кастро, писателю М. Шолохову, балерине Г. Улановой. Машина Терешковой была и вовсе эксклюзивной, поскольку специально для нее авто покрасили в белый цвет. Также ГАЗ-13 успел засветиться в кино, сыграв немало эпизодических и заметных ролей. На экране автомобили возили положительных героев из правительства или ненароком мелькали на улицах.

https://novate.ru/blogs/060221/57732/
Tags: СССР, авто
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments