nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Category:

Про...Почему женщинам даже в XX веке не позволяли играть в симфонических оркестрах



Воинствующий феминизм сегодня все реже находит возможности для громких скандалов, ведь в мире почти не остается профессий, которые можно было бы назвать сугубо мужскими: «слабый пол» уже и на рингах сражается, и в космос летает. Однако до недавнего времени существовала область, не связанная с грубой физической работой, которая дольше других сопротивлялась женскому натиску. Последним оплотом здесь долгие годы оставался Венский филармонический оркестр, который еще в конце 1990-х отстаивал свою мужскую традицию.


В XIX веке дамы, играющие на музыкальных инструментах, могли демонстрировать свои таланты только в кругу семьи, если не хотели слишком сильно шокировать публику. Встречались отдельные примеры концертирующих особ, но они были скорее исключением из правил. Однако к концу «просвещенного века» женщины уже отвоевали право учиться в консерваториях, и вполне резонно стали требовать для себя места в симфонических оркестрах.


Однако в этом вопросе дамы столкнулись с настоящей стеной непонимания. Смешанные коллективы, по мнению мужчин, стали бы причиной множества бедствий и вызвали бы разброд и шатания, нарушения дисциплины, флирт на работе и ветер в голове. Интересно, что в потенциальной одаренности и профессионализме женщин-исполнительниц никто не сомневался, речь шла лишь о необходимости соблюдения «мужского братства».

Противодействие было настолько сильным, что в 1870-х годах австрийские музыкантши были вынуждены создать собственный коллектив, так появился Первый женский Венский оркестр. Мадам Жозефина Аманн-Венлих, талантливая скрипачка и пианистка, собрала под свое крыло выпускниц Венской консерватории. Правда, репертуар этого коллектива все-таки отличался от «мужского». В нем преобладали легкие произведения: танцевальные мелодии, вальсы, марши и популярные арии. Позднее, накопив опыт, дамы попытались перейти на более серьезных композиторов, но их исполнение Моцарта и Гайдна было встречено критиками в штыки – по мнению публики, серьезная музыка оставалась уделом мужчин.


Первый женский Венский оркестр

Первый женский Венский оркестр



Лишь в начале XX века произошел некоторый прорыв: английский дирижер и общественный деятель Генри Вуд принял в свой оркестр шесть скрипачек. Этот случай считается чуть ли не первым в мировой истории, когда женщины начали играть в серьезном музыкальном коллективе наравне с мужчинами. Дальше процесс феминизации симфонических оркестров пошел несколько активнее, в 30-годы, например, Филадельфийский оркестр взял на работу первую женщину-арфистку.

Однако в мире еще почти на сто лет сохранились бастионы мужской стойкости, и самым крепким из них оказался Венский филармонический оркестр. Закрытый от случайных влияний, этот коллектив и сегодня остается настоящим клубом элитных музыкантов. Из поколения в поколение в нем передавались свои законы, причем писанные: в уставе действительно были строки о том, что членами этого сообщества могут быть только белые мужчины. Такую «мужскую традицию» удалось сохранить до 1996 года!


Венский филармонический оркестр в составе 1885 года. Дирижёр Ганс Рихтер

Венский филармонический оркестр в составе 1885 года. Дирижёр Ганс Рихтер



Суровые венские профессионалы терпели присутствие на одной сцене с ними двух арфисток, но это было вызвано жесткой необходимостью – арфа к концу XX века превратилась в исключительно женский инструмент. Однако с нарушительницами гендерного единообразия слишком не церемонились, их не включали в штат и даже не указывали в афишах, да и сидели дамы всегда на отшибе, так что остальные могли делать вид, что их просто не существует.

Ситуация изменилась только под конец тысячелетия, да и то в связи с грядущими туром по Америке. Заокеанские феминистки, прознав о таком страшном ущемлении прав, готовились к громким выступлениям и бойкотам, поэтому руководству оркестра пришлось объяснить свою позицию, а после и поменять ее, когда несколько международных организаций, объединившись, прислали петицию с требованием немедленно изменить гендерную политику.


Венский филармонический оркестр

Венский филармонический оркестр



В 1997 году Венский филармонический был вынужден признать свое поражение: из устава была вычеркнута строчка «только мужчины», но еще десять лет ушло на то, чтобы в составе оркестра действительно появились женщины. «Первыми ласточками» стали скрипачка и альтистка, и им действительно пришлось на первых порах не сладко. Только в 2011 году, когда оркестр был наказан сокращением финансирования на 2,29 миллиона евро, его гендерная политика действительно поменялась. На сегодняшний день в коллективе есть некоторый процент женщин, две из них, кстати, из России, и одна дама даже занимает должность концертмейстера (руководителя группы). Последний факт стал настоящей сенсацией и отдельно отмечался в СМИ.

Кстати, история Венского филармонического не уникальна. В Берлинском и Пражском оркестрах к «женской экспансии» относились примерно так же, а вот во Франции и США сегодня в музыкальном сегменте царит настоящее равенство – мужчин и женщин в оркестрах играет примерно поровну, и дамы даже присутствуют в таких «исконно мужских» группах, как духовые и ударные.

https://kulturologia.ru/blogs/180221/49063/
Tags: музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments