nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Categories:

Про советские автобусы Уралец-66



В СССР вообще много странного было. Например, закрепление предприятий за различными ведомствами. И Механический завод (громко сказано) в поселке Уралец Уральской области (на Урале), производивший простенькие автобусы для Министерства обороны, в 1965 году от военных был откреплён, военные заказы получать перестал. В стране с плановой экономикой в принципе не было варианта, чтобы завод сам искал рынки сбыта для своей продукции (всё же распределено и закреплено!), поэтому его передали другому ведомству – Министерству культуры.

Передача от одного ведомства другому произошла в 1965 году, а уже год спустя на шасси грузовика ГАЗ-51А создали новый автобус – Уралец-66. По сути это стальная будка, в которой салон совмещен с местом водителя. Делали всё это под нужды культурного ведомства, так что основной задачей была перевозка артистов, театральный трупп, реквизита.

Позже разработали и начали выпускать автоклуб, это автобус, внутри которого радио, громкоговорители, киноустановка. За электричество отвечала автономная бенозоэлектростанция, для которой в правом борту сделали отдельную дверь.

Уральцы были предельно простыми, при этом их легко доводили до разных специальных нужд. Так для Севера создали модели 66С и 70С. В лучшие времена завод выпускал 1200 автобусов в год, из них примерено 300 переделывали в автоклубы (у них позже появился свой индекс 66АС). Вот только история этих автобусов закончилась в 1979 году, когда оказалось, что серийные Уральцы вообще не могут выезжать на дороги, так как у них не было двухконтурной системы торможения. Завод сразу после этого перевели на выпуск аттракционов.

А что автобусы? Нелепые и неказистые они еще десятки лет служили верой и правдой. Да, они были относительно надежными. Но всё потому, что были простые как автомат Калашникова. Там нечему было ломаться. Если прогнил борт – можно было залатать его куском листового металла.

Фары от грузового ГАЗа, решетка радиатора из приваренных стальных реек. Что-то отвалилось — привари. Кстати, Уральцев сохранилось достаточно много в неплохом состоянии. Всё потому, что будучи прикрепленными к разным клубам, театрам и облкульпросветам, они могли годами покрываться пылью в теплых гаражах, простаивая из-за мелких поломок. Потенциал для восстановления большой, но зачем? Уродец же.

https://chert-poberi.ru/interestnoe/sovetskie-avtobusy-uralec-66.html

Tags: СССР, авто
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments