nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Category:

Из «Чебурашки» в «Таврию»:почему первый автомобиль с передним приводом не получил билет в жизнь



В шестидесятых годах прошлого столетия советские автопроизводители имели конкретную цель: создать собственную машину с передним приводом, так как до того были только с задним. И даже неудачи в работе с зарубежными партнерами не останавливали их энтузиазм. Тогда в концерне ВАЗ конструкторы попытались спроектировать такой автомобиль самостоятельно. Вот только, несмотря на то, что у них это получилось, их «Чебурашка» в жизнь так и не была воплощена, а превратилась...в ЗАЗовскую «Таврию».





На конвейер ВАЗа оригинальная машинка так и не попала. /Фото: auto.mail.ru

На конвейер ВАЗа оригинальная машинка так и не попала. /Фото: auto.mail.ru



Первоначально советский автопром планировали пополнить первой машиной с передним приводом в сотрудничестве с зарубежным партнером. Выбор пал на итальянский ФИАТ, и такое решение не было странным, ведь именно с этим концерном был заключен контракт по передаче лицензии на производство автомобилей с задним приводом ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. К тому же, на тот момент уже имелась информация, что иностранцы уже готовятся к началу производства своего первого серийного автомобиля с передним приводом.


Первый итальянский автомобиль с передним приводом. /Фото: auto.vercity.ru

Первый итальянский автомобиль с передним приводом. /Фото: auto.vercity.ru



Поэтому отечественные конструкторы обратились к итальянцам с просьбой предоставить лицензию на наработки по новой модели. Вот только в ФИАТ упрямо отказывались от сведений о начале соответствующего производства на их базе. Судя по всему, они хотели самостоятельно выпускать переднеприводные автомобили, и делиться с кем-либо технологиями в их планы явно не входило. Вскоре они воплотили свою задумку в жизнь - сначала в 1964 году появилась модель Autobianchi Primula, а пятью годами после начали выпускать и Fiat 128.



Фиат-128 выпускался более пятнадцати лет. /Фото: dic.academic.ru

Фиат-128 выпускался более пятнадцати лет. /Фото: dic.academic.ru



Однако срыв сотрудничества с итальянцами не остановил конструкторов из Тольятти. Они решили заняться проектированием переднеприводной машины самостоятельно. Разработка была начата в 1968 году, и это при том, что сам цех был еще не достроен. Поэтому группа инженеров работали во временном цехе. Проект новой модели назвали ВАЗ-Э1101, где литера Э расшифровывалась как «Экспериментальный».


Новая модель была спроектирована с нуля. /Фото: zr.ru

Новая модель была спроектирована с нуля. /Фото: zr.ru



Разработка опытного образца длилась на протяжении четырех лет. В новой модели объединились оригинальные элементы компоновки и детали из уже существующих машин. Так, к первым относится двигатель объемом 0,9 литров мощностью около 50 л. с., установленный поперечно, а также четырехступенчатая коробка передач и сидения. Конструкция также получила переднюю подвеска от «Мак-Ферсон», модернизированный рулевой механизм - от «Запорожца», а ВАЗ-2101 «подарил» часть деталей отделки и приборную панель.


Приборная панель «Чебурашки». /Фото: zr.ru

Приборная панель «Чебурашки». /Фото: zr.ru



Когда были начаты тестирования, испытатели были немало удивлены несколько неказистым внешним видом. Причем настолько, что воскликнули: «Ну и Чебурашка!». Именно так экспериментальная модель получила свое забавное прозвище. Однако даже чувство юмора не помогло автомобилю успешно пройти испытания. Так, выяснилось, что у «Чебурашки» не работает спидометр, из-за чего пришлось на время проверок устанавливать вторую приборную панель. Кроме того, в салон проникали выхлопные газы, а двигатель терял большое количество масла.


Испытания прошли совсем не так, как этого хотелось. /Фото: autotheme.info

Испытания прошли совсем не так, как этого хотелось. /Фото: autotheme.info



После провала испытаний было решено доработать опытный образец. Результатом стал прототип ВАЗ-2Э1101, чей внешний вид был сходен с итальянской ФИАТ-127. Но и его недостатки не позволили пустить модель в массовое производство. А в 1975 году СССР заключили соглашение с немецким концерном Porsche на создание переднеприводного автомобиля.


Второй прототип также не пущен на конвейер. /Фото: orbitasputnika.ru

Второй прототип также не пущен на конвейер. /Фото: orbitasputnika.ru



А вот судьба «Чебурашки» оказалась на волоске. Но министр промышленности СССР В.Н.Поляков решил дать шанс этому проекту. Правда, проектирование перенесли на базу Запорожского автомобильного завода, но с привлечением специалистов ВАЗ. В итоге получился третий прототип «Чебурашки» под индексом 3Э1101, также известная под именем «Ладога».


Автомобиль «Ладога» от АвтоЗАЗ. /Фото: car.ru

Автомобиль «Ладога» от АвтоЗАЗ. /Фото: car.ru



В конечном результате все наработки, а также приобретенный в процессе проектирования опыт был применен при создании знаменитой «Таврии» - первого переднеприводного автомобиля, созданного на ЗАЗе. Однако «Чебурашка» не была окончательно забыта и на ВАЗ. Именно практика создания этого автомобиля в дальнейшем помогла при создании более поздних моделей Лада.


История Чебурашки» неожиданно закончилась «Таврией». /Фото: like-motors.ru

История Чебурашки» неожиданно закончилась «Таврией». /Фото: like-motors.ru


https://novate.ru/blogs/070321/58103/
Tags: СССР, авто
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments