nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Categories:

Почему в последнем советском гусеничном грузовике ЗИС-42 были не нужны тормоза



На момент начала Второй мировой войны Красная армия нуждалась в простом и надежном полноприводном грузовике. Впрочем, о таком в то время можно было только мечтать. Поэтому советские конструкторы искали выход в гибридных конструкциях тягачей, создавая грузовики с колесно-гусеничным ходом. Апофеозом развития данного направления стал знаменитый ЗИС-42. Одной из самых интересных особенностей машины было то, что ей фактически были не нужны тормоза.






Полугусеничные грузовики были альтернативой полному приводу. |Фото: 5koleso.ru.

Полугусеничные грузовики были альтернативой полному приводу. |Фото: 5koleso.ru.



Несмотря на все экономические успехи и достижения 1930-х годов, по старой-доброй русской традиции в Советском Союзе с автомобильными дорогами было далеко не все хорошо. В силу географических, климатических и экономических особенностей страна остро нуждалась в представительном количестве полноприводных грузовиков. Нужны они были как народному хозяйству, так и армии. Правда, о таком счастье на излете 1930-х годов можно было только мечтать. Поэтому советские конструкторы уделяли огромное внимание созданию колесно-гусеничных грузовиков.


Отличный был грузовик. |Фото: yuripasholok.livejournal.com.

Отличный был грузовик. |Фото: yuripasholok.livejournal.com.



Наивысшей точкой развития инженерной мысли в данной области стал советский грузовик ЗИС-42. По свое сути данная модель стала дальнейшим развитием ЗИС-22. Выпускали 42-ые на базе колесных грузовиков ЗИС-5В в период с 1942 по 1946 годы. Приставка «В» в конце означала «военный». На каждой такой машине страна экономика до 130 кг железа, что в условиях массового производства было важным подспорьем для экономики. Выпускалось колесно-гусеничное чудо техники в первую очередь в качестве артиллерийского тягача, которых так остро не хватало Красной армии особенно в первую половину войны. Всего было выпущено 6 372 таких вездехода.




Машину можно было поставить на лыжи. |Фото: fishki.net.

Машину можно было поставить на лыжи. |Фото: fishki.net.



С одной стороны, машина эта была максимальной простой. Как и большинство советской техники при разработке тягача ставка делалась на простоту, дешевизну, массовость, относительную надежность в сложных условиях и самое главное – ремонтопригодность. Починить 42-ой в большинстве случае можно было своими руками прямо в поле при помощи набора простеньких инструментов, какой-то там матери и преклонением того дня, когда сел за баранку этого пылесоса.


Машина своего времени для своих целей. |Фото: 9mayavtodor.ru.

Машина своего времени для своих целей. |Фото: 9mayavtodor.ru.



С другой стороны, ЗИС-42 был полон интересных технических решений. Многие детали кузова были «прямоугольными», не имели изгиба материала для ускорения и упрощения производства. Значительная часть кабины, в том числе подножка, были сделаны из дерева и ткани. Работа гусениц была организована по принципу действия велосипедной цепи, а сами гусеницы для ЗИС-42 делались отнюдь не из металла, а из резины! При этом в них были специальные металлические зубья, которые предотвращали слет с катков. Прямо над гусеницами, на каждой стороне кузова имелось по паре прорезиненных катков. Они должны были нужны для предотвращения ударов при езде по бездорожью.


Слева - валик для защиты кузов от ударов гусениц. Справа - кнопка для запуска двигателя, нажималась ногой. |Фото: ya.ru.

Слева - валик для защиты кузов от ударов гусениц. Справа - кнопка для запуска двигателя, нажималась ногой. |Фото: ya.ru.



В движение ЗИС-42 приводился бензиновым двигателем ЗИС-5М с максимальной отдачей в 77 лошадиных сил и крутящим моментом в 2400 оборотов в минуту. Один ряд, шесть цилиндров, двенадцать клапанов. Двигатель чугунный, а потому страшно тяжелый. Заправлять такие нужно было бензином А-66, однако на практике ЗИС-42 мог успешно ездить на любом бензине - главное, чтобы хоть чуть-чуть горел. Что было несомненным полюсом в военные время. Правда и звезд с неба в плане скоростных характеристик машина не хватала – 38 км/ч на пике. Управлять ЗИС-42 как это не странно было достаточно приятно и относительно просто, хотя по бездорожью машина чаще всего шла строго в своей колее.


Машина использовалась всю войну. |Фото: kolesa.ru.

Машина использовалась всю войну. |Фото: kolesa.ru.



Существует миф о том, что в ЗИС-42 не было тормозов. На самом деле и педаль тормоза, и стояночный тормоз в грузовике имели и исправно функционировали. Правда в том, что из-за отсутствия какого-либо наката во время движения (слишком низкая скорость, слишком высокая масса), тормозить на ЗИС-42 фактически не приходилось – было достаточно лишь опустить педаль газа, как тяжеленный коммунистический здоровяк даже двигаясь по асфальтному покрытию тут же останавливался сам собой.



https://novate.ru/blogs/250521/59125/
Tags: ВОВ, СССР, авто
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments