nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Category:

МС-21: начало большого пути первого российского пассажирского лайнера

МС-21: начало большого пути первого российского пассажирского лайнера »  Экономическое обозрение

В первый день МАКС-2021 совершат полёты два варианта новых российских пассажирских самолёта – конкуренты Boeing и Airbus.

20 июля в подмосковном Жуковском стартует международный авиационно-космический салон МАКС-2021. И одним из важнейших событий первого дня салона станут демонстрационные полёты пассажирских самолётов МС-21-300 и МС-21-310. Почему их два с почти одинаковыми индексами и что это значит для отечественного авиастроения?

На самом деле, тут целая история – история преодоления и триумфа. И будущих больших успехов.

Начать нужно с того, что МС-21 –  вообще первый большой пассажирский самолёт постсоветской России. Огромное советское наследие достаточно долго питало рынок авиационных перевозок, но всё подходит к концу – и задолго до этого конца, на перспективу, в середине нулевых началась разработка ближне- и среднемагистрального пассажирского самолёта на уровне самых современных мировых стандартов.

Первоначально на МС-21 планировали ставить множество иностранных комплектующих – не из не-патриотизма, а по вполне прагматическим соображениям: будущий лайнер активно предполагался к экспорту, а пройти международную сертификацию было бы проще «наполовину иностранному» самолёту. Но потом начались санкции, и самолёт остался без композитных материалов для крыльев, да и двигатели Pratt and Whitney решили заменить отечественными. А это всё – далеко не тривиальная задача! Ведь нужно было не просто «сделать, чтоб полетело», а полетело лучше, чем у мировых лидеров (и конкурентов) в этой области!

И начинается не очень долгая (несколько лет), но очень напряжённая история превозмогания. И тут мы находим объяснение, почему у нас два самолёта  – МС-21-300 и МС-21-310. Первый – с зарубежными движками. Второй – с отечественными ПД-14. И чтоб каждый мог сравнить – второй ничуть не хуже. Ни на йоту!

И композитное крыло сумели сделать самостоятельно – «14 июля 2021 г. на заводе ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в ПАО «ОАК» Госкорпорации Ростех) завершена стыковка левой консоли крыла к фюзеляжу самолета МС-21-300. Консоли крыла и центроплан изготовлены из российских полимерных композиционных материалов на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». Отечественные материалы для производства композитных конструкций разработаны при участии МГУ и предприятий Росатома. При изготовлении крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России».

А крыло тут имеет огромное значение – от него и «танцует» сама концепция МС-21. Оно – большого удлинения, чтобы улучшить аэродинамику и сделать фюзеляж как можно более широким. И именно самый широкий в своём классе фюзеляж – «фишка» российского машины! Конкурентное преимущество такого уровня, что ближайшие соперники – Boeing 737 MAX и AirbusA320Neo – остаются позади.

Салон у нашего самолёта – царский. И хотя заказать эту машину для себя могут и компании-лоукостеры, уровень комфорта тут даже в эконом-классе – далеко не как в «маршрутке с крыльями».


Сами цифры говорят о том, что МС-21 превосходит всех конкурентов – больше всех места в салоне (211), лучшая крейсерская скорость (870 км/ч), самая большая коммерческая загрузка (22,6 т). Наконец – цена! Машина Иркутского авиазавода стоит 96 миллионов долларов против 121 у Боинга-737 и 112 у Эйрбас320Нео.

Но главное тут даже не всё это, а то, какую катастрофическую репутацию смог заработать себе, как минимум, один из главных соперников на рынке – 737-й Боинг. Несколько крупных авиакатастроф привели к тому, что в 2019 году самолёт просто запретили к эксплуатации. Правда, лобби из США активно потрудилось, чтобы в конце 2020 года этот запрет был снят – дескать, все проблемы устранены, машина стала надёжной и проверенной. Увы, это оказалось чистой ложью – новые рекламации пошли косяком вместе с возобновлением полётов: апрель 2021 – «У 737 MAX проблемы с электросистемой», май – «У Boeing 737 Max выявлены новые проблемы в комплектации». Да и чего, собственно, ожидать от самолёта, который «проектировали клоуны», которыми «руководили мартышки», как узнал весь мир из внутренней переписки сотрудников компании Boeing?

С Эйрбасом тоже не всё гладко. Да, 320-я серия – не такие «гроболёты», как американское чудовище, но достаточно почитать отзывы пассажиров, чтобы убедиться: МС-21 призван решить именно те проблемы, которые всех уже достали в европейских лайнерах.

«Летел намедни a321 из Анталии в Москву (Нордвинд) – трясло сильно, места катастрофически не хватает (при росте 180 см), уровень шума зашкаливает», «Мой самый нелюбимый. Очень шумно ! По-моему ни в одном аэробусе такого шума нет как здесь», «Очень узкий проход между креслами, всего три туалета и оба в концах салона. Разойтись двум пассажирам еще можно, а с тележкой для еды – целая эпопея», «Самолёт мягко сказать – не нравится. Кресла опускаю редко, но даже при желании уклон будет оооочень маленьким, скудненькие по объему полки ручной клади, также не добавляет комфорта крохотный диаметр иллюминаторов».

И ещё очень много таких и подобных отзывов. Ну, а как обстоят дела с размером кресел и иллюминаторов, объёмом багажных полок и шириной прохода в MC-21 – можно во всех деталях увидеть на видео выше.

И вот этот долгий и сложный путь по созданию нашего первого постсоветского пассажирского самолёта закончен. МАКС-2021 покажет триумфальный финал работы над нашей машиной и станет началом её работы на отечественных и зарубежных авиалиниях. Для российских авиакомпаний уже законтрактованы 175 машин.



https://jpgazeta.ru/ms-21-nachalo-bolshogo-puti-pervogo-rossijskogo-passazhirskogo-lajnera/
Tags: авиа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments