nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Categories:

7 уникальных советских изобретений, которые остались в прошлом

«Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...» — верили учёные и изобретатели в СССР. И делали. Правда, увы, многие их изобретения так никогда и не пошли в серию. Почему?

Уникальные советские изобретения, которые остались в прошлом

Причины были разные — от экономических трудностей до капризов генсеков или развала страны. Но некоторые действительно стали прототипами современных разработок.

Система видеонаблюдения Льва Термена



Первая система видеонаблюдения появилась в СССР уже в начале 1920-х годов благодаря изобретению знаменитого инженера Льва Термена, того самого, который придумал терменвокс — уникальный музыкальный инструмент.

В 1920 году Термена пригласили на работу в лабораторию академика Абрама Иоффе. Иоффе предложил изобретателю поработать над передачей изображения на расстояние. В результате Лев Термен создал особую зеркальную развёртку изображения, которая была впервые продемонстрирована на V Всесоюзном съезде физиков. Журналисты были в восторге, а изобретением заинтересовались в Наркомате обороны. Вскоре Термену заказали создание экспериментальной установки, а когда она была готова, то испытали её в Кремле. Камера стояла во дворе, а приёмный экран находился в кабинете наркомвоенмора Клима Ворошилова.

Ворошилов развлекался новинкой несколько месяцев — показывал гостям. Поговаривали, что, когда в зону действия камеры попал Сталин, все тут же узнали его на экране. Разумеется, систему видеонаблюдения сразу же засекретили — Ворошилов надеялся, что со временем сможет использовать её при охране границы СССР. С 1927 года в газетах перестали писать о системе Льва Термена. Почему изобретение так и не пошло в массы, неизвестно.

Летающая подводная лодка



В 1930-х годах Иосиф Сталин, возлагавший надежды на создание мощного военно-морского флота, приказал воплотить в жизнь проект летающей подводной лодки военного инженера Бориса Ушакова.

В 1934 году Ушаков разработал и представил начальству проект мощного гидросамолёта, способного погружаться под воду и наблюдать за обстановкой через перископ. Проект передали в Научно-исследовательский военный комитет. Но, к сожалению, технологии СССР 1937 года не были настолько передовыми, и техническое воплощение летающей подводной лодки застопорилось. Споры между Ушаковым и военными чиновниками привели к тому, что инженер решил сам найти средства для постройки гидроплана. Он считал, что его проект просто необходим ВМФ СССР.

С его помощью можно было без проблем преодолевать минные поля, скрытно подходить к городам противника и производить разведку с воздуха. Всего три подлодки Ушакова нужны были, чтобы создать заслон кораблям противника на рубеже 10 километров. Гидросамолёт был оснащён отдельными отсеками для двигателей, жилым помещением и отсеком для гребного электродвигателя. Но в 1938 году военная комиссия хотя и признала, что проект реализовать можно, но всё же закрыла его. Официальной причиной стала низкая скорость передвижения самолёта под водой.

Лазерные технологии



Начиная с 1950-х годов СССР начал разрабатывать системы применения лазеров. Результатом программ стало проявление летающей экспериментальной лаборатории А-60 на базе самолёта Ил-76. У самолёта были две функции — научная и военная. Он предназначался для исследования распространения лазерных лучей в атмосфере и для подавления разведки врага. В носовой части самолёта на месте метеорадара был установлен лазер наведения, а основной боевой лазер скрывался за защитными створками в специальной башне. Для снабжения лазера энергией были установлены турбогенераторы. Первый полёт лаборатории состоялся в 1981 году, но самолёт сгорел во время испытаний в 1991 году. В настоящее время в России ведутся разработки нового проекта с использованием лазера — «1А2».

В 1983 году на вооружение Советской армии поступил лазерный самоходный комплекс «Сангвин», который должен был бороться с самолётами противника, поражая их оптико-электронные приборы. Боевые лазеры устанавливали на кораблях и даже на вертолётах. Вершиной инженерной мысли стал наземный противокосмический комплекс «Терра-3», который должен был сбивать баллистические ракеты противника.

Не обошлось и без стрелкового лазерного оружия. В 1984 году советским учёным удалось разработать пистолет для космонавтов. Он должен был работать в вакууме и ослеплять противника.

Но настоящим апогеем лазерных технологий в СССР стал орбитальный комплекс «Скиф», способный наносить оптике противника невосполнимый урон. К несчастью, этот комплекс так и не смогли запустить в космос. В 1987 году при запуске ракета-носитель «Энергия» упала в Тихий океан вместе с динамическим макетом комплекса.

Реактивный автомобиль



Но отнюдь не все изобретения СССР касались военных технологий. В 1954 году в СССР был создан автомобиль с реактивным двигателем ГАЗ-ТР «Стрела». Он имел обтекаемый кузов, обшитый алюминиевыми листами, вертикальный киль курсовой устойчивости и аэродинамические плоскости. По бокам располагались воздухозаборники турбореактивного двигателя РД-500 с тягой 1590 кгс. Известно. что первым за руль новинки сел автогонщик Метелев — двукратный чемпион СССР по автоспорту.

Хотя конструкторы считали, что скорость автомобиля составит не менее 500 км/час, на испытаниях Метелева просили не разгоняться выше 300 км/час — дороги в СССР даже на испытательных полигонах не были рассчитаны на большие скорости. Очевидно, что ходовые качества машины оказались непригодными для эксплуатации в условиях СССР, и проект был навсегда закрыт.

«Летающий» автомобиль



В 1962 году в СССР был изобретён «летающий» автомобиль ГАЗ-16. Официально он назывался автомобилем «повышенной проходимости с аэродинамической разгрузкой». Автомобиль был разработан на Горьковском заводе под руководством конструктора Алексея Смолина при участии инженеров авиазавода им. Орджоникидзе и центра НАМИ.

По сути, это был универсальный автомобиль, сочетающий в себе качества обычной машины и судна на воздушной подушке. Он был сконструирован на автомобильном шасси с волговской подвеской и с двигателем от «Чайки», выдающим 195 л.с., и мог развивать 170 км/час на шоссе. Воздушная подушка приподнимала авто над дорогой на 150 мм. При движении над водой машина создавала сильный туман.

Нагнетание воздуха под днище автомобиля производилось как вентиляторами, так и маршевыми винтами газотурбинного двигателя от вертолёта Ми-2, мощность которого составляла 394 л.с. Фрагменты автомобиля и сейчас хранятся в музее Горьковского автозавода.

Реактивный поезд



В 1970 году Калининский вагоностроительный завод выпустил 28-метровый реактивный локомотив СВЛ — скоростной вагон-лабораторию. Он был создан на основе головного вагона ЭР22 Рижского завода, который снабдили обтекателями и фальшбортами. Сцепки вагонов тоже закрывались обтекателями. Конечный локомотив должен был носить название «Русская тройка».

На крыше локомотива на пилоне разместили два довольно тяжёлых силовых агрегата — авиадвигатели от самолёта Як-40, которые создавали силу тяги в 3000 кгс. Освещение вагона и обогрев осуществлялись отдельным дизельным двигателем.

В 1971 году локомотив испытывали на линии Голутвин — Озёры Московской дороги. Максимальная скорость, которой он достиг, — 249 км/ч. Однако советские инженеры пришли к выводу, что железная дорога не сможет долго выдержать такие нагрузки, и проект просто забросили, оставив вагон-лабораторию ржаветь на задворках станции Дорошиха.

Подлодка для туристов



В 1990 году в СССР построили небольшую подводную лодку для туристических экскурсий «Нептун». Лодка проекта «Ихтиандр» была разработана в КБ «Рубин». Её корпус был изготовлен из легированной стали и имел длину 28 метров, ширину — четыре метра. Обзор обеспечивали 22 иллюминатора. Лодка имела серьёзные ограничения — погружаться в море она могла лишь в том случае, если волнение было менее двух баллов, а температура воздуха — выше нуля и ниже +35 градусов.

Уже после падения СССР лодку доставили на остров Антигуа в Карибском море, где планировалось отбить вложенные в проект миллионы, совершая по семь экскурсий в день три года подряд. Но проект не задался: местные спасатели решили, что лодка не отвечает правилам безопасности, и её запретили эксплуатировать.

«Нептун» был оттранспортирован в Северодвинск, где долгое время ржавел у причала. Поговаривали, что к отстранению подлодки от погружений была причастна американская компания Atlantis, ведь «Нептун» был прямым конкурентом её продукции.

https://life.ru/p/1429974
Tags: СССР
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment