nikolian (nikolian) wrote,
nikolian
nikolian

Category:

Виктор Сухоруков: К юбилею не готовлюсь. Просто буду жить

Виктор Сухоруков: К юбилею не готовлюсь. Просто буду жить

Виктор Сухоруков в жизни прошел путь от грузчика и хлебореза до звезды театра и кино. А в творчестве - от бандита из лихих 90-х до императора Павла І. И заслужил любовь и уважение всей страны. Пришло время - нет, не подводить итоги, а просто оглянуться на то, что было прожито, пережито и выстрадано.

- Вы много работали с замечательным режиссером Алексеем Балабановым. Каким вы его помните?

- Леша был сложным и тяжелым человеком, и у нас было много всяких споров и дискуссий. Например, он утверждал, что режиссер должен снимать актера только один раз и больше к нему не возвращаться. И вообще, считал, был даже категоричен, что надо снимать только непрофессиональных актеров. Я спорил с ним на эту тему. Говорил: если так, то давай отправим на помойку великих режиссеров с мировыми именами, начиная с Феллини, Антониони, Тарковского, Данелия, у которых были свои актеры, с которыми они работали десятилетия.

И, знаете, до него все же дошло. Он пересмотрел свои взгляды, мы вместе сделали пять картин.

Виктор Сухоруков в фильме Алексея Балабанова

«Жмурки» были последние, а потом он вдруг, без всяких объяснений, прекратил со мной сотрудничать. Я пытался разобраться, и Алексей сначала сказал: «Ну, ты такой крутой стал». А второй раз: «Нет для тебя роли». Вот и все. Я так и не узнал причины…

Конечно, то, что он делал в кино, это были истории, и так не смог бы никто, кроме него.

- Вы тогда не думали, что расстаетесь с Балабановым?

- Конечно, не думал. У нас ведь возникала привязанность друг к другу, даже влюбленность. Помните фильм «Начало», когда Чурикова приходит в актерский отдел и спрашивает: «И что, я больше не нужна? Что, мне надо ехать домой? Странно…» И она плачет. Я узнал природу этих слез…

Меня удивил тот факт, что даже режиссер Тимур Бекмамбетов, опытнейший талантливый режиссер, дает интервью и говорит о своей картине «Девятаев», что это аттракцион. Дожили… А для нас кинематограф - это великое искусство. Вот вам и разница.

- Как вам работалось с Павлом Лунгиным?

- Он позвал меня только на фильм «Остров», но я просился к нему много раз. Однако не обижаюсь. За «Остров» наградили призом за мастерство, талант, мне приятно. Даже взрослые люди любят получать игрушки.

А к Лунгину, кстати, меня Петя Мамонов привел. Мы с ним встретились на съемках фильма «Котлован». Фильм так и не вышел. У Владимира Мирзоева сидели на подоконнике в каком-то холодном заброшенном здании, разговаривали… Когда начался «Остров», Мамонов говорит Лунгину: «Паша, позовите Сухорукова», а тот отвечает: «Побойся бога, Петя, какой он Филарет? Бандит бандитом…» Но Мамонов настоял: «Позовите, вы его не знаете». Все же уговорил его, а мне честно сказал: «Я ни в чем не уверен, но давай попробуем». Почитал я историю и понял, что обязан получить эту роль, чтобы зритель, который знает Сухорукова бритоголового в кожаной куртке, сволочь последнюю, увидел мою умиротворенность, благость, совесть, стыдливость. Святость, в конце концов. И начались пробы… Лунгин мне сам позвонил и сказал: «Вить, тебя утвердили».

Сами съемки были труднейшие, на Белом море, на Соловках. В городе Кемь суровый климат. Открою вам один секрет. Уже снята была четверть картины, и вот в четыре утра идем на съемки, сонные, не выспавшиеся. Видим, стоит тумба. А это Лунгин в шубе - смотрит вдаль. Мы ждем команды, а он повернулся и вдруг говорит: «Сегодня съемок не будет». Через сутки сказал: «Я нашел кадр» - и огромное количество материала выбросил в корзину: «Мы начнем все сначала, с нуля». У него где-то все взорвалось, нарисовалось и получилось то, что вы сейчас видите в картине.

- Вам часто дают сценарии. Что в них не приемлете?

- Это печальный портрет эпохи нынешней - много мусора, штампов, глупости. Я не смотрю сегодня сериалы, которых множество на всех каналах. Мне странно, что во многих фильмах мужики жидковатые, болезные, инфантильные. Женщины же, напротив, - сильные, мощные. По тюрьмам сидят. Все паханши. Словно пишет одна гвардия.

Но раз снимают сериалы, значит, есть средства. Сейчас кинокомпаний больше, чем названий птиц в природе. А в России сюжеты буквально валяются под ногами и на голову падают, только успевай.

- Расскажите, пожалуйста, как вы попали на главную роль в фильме «Бедный, бедный Павел».

- Меня позвали на беседу с Виталием Вячеславовичем Мельниковым, который собирался снимать фильм о царе Павле. Разговаривая с ним, я подкидывал ему некий стереотип этого героя, такого прыткого полудурка. Вижу, у него щечки наливаются румянцем, он откинулся на кожаный диван, похлопал ладошкой и говорит: «Ну что ж, будем считать, Павел у нас есть». И он меня утвердил, хотя раньше хотел, чтобы на роль Павла попробовался Игорь Скляр.

Когда проходили эти смотрины, у него на другую роль уже был утвержден Олег Иванович Янковский, который, узнав, что меня взяли, тихо сказал по этому поводу: «Знаю я этого сумасшедшего». Мы встретились, поговорили, и он наложил вердикт, что готов работать с Сухоруковым. А потом сказал мне: «Запомни, Сухоруков, это твой шанс, другого такого не будет». И я запомнил. У меня не было задачи подражать тому, что я видел раньше про Павла, я стал разгребать материалы о нем и увидел, что этого императора не любили ни родные, ни чужие, ни друзья, ни враги. Я удивился. И решил: заступлюсь за этого царя.

Вера и религия - разные вещи. Религию можно назвать великой - космического изобретения - игрой. Вера - не игра, а состояние души. Для меня первична вера, и она мне помогает. А вот храм для меня - это только предмет, дорога в храм - только маршрут, разговор с батюшкой - только диалог. Я могу слушать, но не принять, не понять, откланяться. Главное - не отрицать жизнь и ее испытания, а это можно только с верой.

А какие мистические вещи творились во время съемок! Всего не расскажешь, вот только один случай. Михайловский замок в то время был на реконструкции, в лесах, поэтому ничего строить не надо было. Приехали в Гатчину и начали снимать. Была поздняя осень, а нам нужна была зима, снег. И вы не поверите: мы готовимся к съемкам, гримируемся. Все выходят кислые, и вдруг - пошел снег. Посмотрите этот кадр, вы увидите: все кругом белым-бело, но этот снег - как пух на самой поверхности, потому что, как только мы отсняли эпизод на плацу, он исчез, тут же растаял.

Как только мы закончили картину, я понял, что будет очень качественный и достойный фильм. Олег Иванович получил за свою роль «Орла», я - «Нику».

Виктор Сухоруков

Это был поворотный момент в моей биографии. Он многое изменил в отношении коллег ко мне. Эта лента была мне просто необходима. У меня «Брат», «Жмурки», «Антикиллер» - сплошной криминальный жанр. И эта картина здорово подправила мою репутацию.

- Как вы думаете, что ушло из современного кино?

- Ушло самое главное - профессионализм и ответственность. Когда я начинал сниматься, на съемки приходили подготовленными - не дай бог, если текст не знаешь. Какие там райдеры, какие там вагончики с кофе? Вот у меня нет райдера, нет агента. Я никогда на это не претендовал и не буду претендовать, потому что главная радость - это получение роли, участие в какой-то съемке, в какой-то истории. Я должен эту историю украсить, усилить, заставить собою гордиться. И чтобы режиссер и продюсер не жалели о том, что меня пригласили.

Мы уйдем, нас забудут, как забыли многих великих актеров совсем недавнего времени. Если начнем перечислять фамилии, то уже среднее поколение далеко не всех вспомнит. А они были, на них ходили в кинотеатры, мы влюблялись в них, брали у них автографы. Нас даже воспитывали на этих фильмах…

- Вы вот говорили о неприятии современных сериалов, а сами снялись в сериале «Физрук».

- И очень жалею об этом. Считаю, что это мое поражение, картина неудачная. Продюсеры, впрочем, довольны, но я недоволен, потому что не понял жанра. Я им признался в этом, но они со мной не согласились. Попал, как кур в ощип. Но мне хотелось поэкспериментировать, я понимал, куда шел. Сейчас вижу, что я не соответствую ни Нагиеву, ни идее картины, ни кинокомпании, которая выпускала «Физрук-4». И хотя она понравилась молодежи, но я там сам себе неинтересен.

Правда, та же компания пригласила меня в новый полнометражный фильм - очень интересная роль. Я сказал продюсерам: «Подумайте хорошенько, вы зовете меня в картину, а я не люблю ругаться матом, не умею водить машину, что нужно делать по роли…» Но они меня убедили, что я на роль подхожу. Ну что ж, поживем - увидим.

- Наверное, у вас в душе, как и у многих актеров, есть мечта о какой-то особенной, интересной роли…

- Мне бы хотелось сыграть любую роль-перевертыш. Вот играл старика, и вдруг стал молодым. Я всегда ищу роль со словом «вдруг». Мне душу греют картины, где надо сыграть день и ночь, столкновение обмана, метаморфозы, между строк, между знаками препинания, роль-неожиданность. Конкретную роль не могу назвать. Но вот нечто такое, непонятное.

- Вы живете эмоционально затратно, как восстанавливаетесь?

- Я так привык. Без этой затратности меня было бы не видно, я был бы неинтересен.

Я строю мою жизнь на трех принципах: терпение, жертвенность и непредательство. Расшифрую. Терпение - это способность анализировать жизненные ситуации, не нервничать, если что-то не складывается. Жертвенность предполагает, что без потерь жить не получается, так что потеряв - не жалей, отдал - не жди ничего взамен. Ну, а непредательство считаю самым главным.

Впрочем, мне часто задают этот вопрос. Нет у меня такой ванны, таблетки. Я не восстанавливаюсь, я живу. Мало того, если я не заряжен на какую-то встречу, я на нее не пойду. Но если пришел - все, вставай на табуретку. Ты не человек, ты - актер. Ты - мессия, волшебник, колдун - все, что угодно.

А когда ты перед людьми, это уже масса, публика, народ, и чтобы до каждого дошло, чтобы тебя поняли, услышали, приняли, надо тратиться. Эта затратность не демонстративная. Это моя энергия. Я включаюсь для того, чтобы обнять вас, обхватить, чтобы вы поняли, и главное, чтобы я вам понравился.

- Современные технологии шагнули далеко вперед, может быть, с их помощью можно снять «Брат-3»?

- Я это предлагал и Балабанову, и Сельянову. Они отказались. Но ведь люди ждут, люди просят. Я даже предложил режиссеру убить меня в тюрьме, если он не хочет снимать Сухорукова. Пусть меня отравят какие-нибудь мексиканцы в американской тюрьме. Хотя, с другой стороны, эти самые мексиканцы вполне могут помочь мне из этой тюрьмы убежать. Представьте такой кадр: плывет по Неве какой-то корабль, на палубе стоит бочка из-под солярки, и вот кто-то гвоздодером изнутри вскидывает крышку, и оттуда вылезает черная с белыми зубами голова Сухорукова, которая, глядя на шпиль Адмиралтейства, говорит: «Ну, здравствуй, Родина!» Современные технологии вполне позволяют «организовать» и мою встречу с братом - вот он идет, Бодров, живой и невредимый! Вы представляете, что бы творилось со зрителем? Но они на это не пошли…

Патриотизм для меня понятие не политическое, а природное. Земное, пуповинное. Вот как ветер, что врывается в форточку и привносит с собой запах травы, дождя… Я люблю страну, болею за страну, потому что она - моя страна...

Сейчас кто-то снимает про «Брата», но это только спекуляция. Злоупотребляют названием, не имея на это права. Это подло, грязно и примитивно. Снимаешь кино - снимай, но причем тут «Брат»? А Бодров для меня навсегда остался живой…

- Ваши последние киноработы?

Виктор Сухоруков в фильме

- Закончил сниматься у Алексея Сидорова в картине «Чемпион мира», масштабная работа. Я таких ролей не играл, но мне кажется, что кино получилось очень тревожное, энергичное.

Не знаю, куда делась картина Елены Николаевой «Цыпленок жареный». Я сыграл там мафиозного дядю, главаря петроградской мафии, а Федор Добронравов - начальника комиссии по борьбе с контрабандой, и у нас там схватка. Уникальная, на мой взгляд, работа. У меня там любовница Маруха, и мы в постели лежим и целуемся. И вот спрятали картину, а так хочется на себя посмотреть в этой роли…

- Недавно вы расстались с театром Моссовета. Это очень неожиданно, ведь вы там прослужили много лет. У вас есть планы относительно другого театра?

- Да, я ушел из театра Моссовета. Хочу начать новый этап своей жизни, изменить свои привычки.

Я прослужил в театре 12 лет, а потом пришел новый руководитель, которого я не посчитал за лидера. Он слабый для театра такого уровня, но это мое личное мнение. А еще мы потеряли с режиссером общий язык и понимание. Я столкнулся с непонятным высокомерием, а дирекция меня не услышала и не пожелала разобраться в этой ситуации. И я ушел. Но я думаю, что не пропаду. Я еще не успел забрать трудовую книжку, а уже начались звонки из крупных театров и от режиссеров с предложением работы. Не называю пока театры, потому что еще не сделал выбор.

У меня такое настроение, что пока нет такой силы, которая заставит меня сейчас пойти трудиться. Хочу отдохнуть в своем саду, а потом, как школьник с портфельчиком, пойти в школу.

- Кстати, как у вас дела с огородом? Знаю, что вы любите покопаться в земле. Находите на это время?

- Нахожу. Очень люблю выращивать цветы, возиться в грядках, сажать разные разности. У меня на участке такая красота, что глаза разбегаются. Райские кущи! Соорудил у себя маленький прудик, а вокруг него - игрушечные гуси, утки, гномики, аисты с лягушками. Освободил уголок на участке, насажал ирисы. Как они хороши! Смотрю на всю эту красоту, любуюсь, и душа радуется. И внуки моей сестры тоже радуются.

- Виктор Иванович, приближается ваш юбилей. Что планируете к этому дню, какую-то программу, торжество, юбилейный вечер?

10 ноября 2021 года Народный артист России Виктор Иванович Сухоруков будет отмечать семидесятилетие. Все мы знаем его по фильмам А. Балабанова - «Брат», «Брат-2», «Про уродов и людей», «Счастливые дни», Е. Кончаловского - «Антикиллер», И. Хотиненко - «Золотой век», В. Мельникова - «Бедный, бедный Павел». Этого актера просто обожают миллионы наших сограждан.

- Ничего не планирую, не готовлю. А зачем? Просто буду жить дальше. Жизнь продолжается, очень надеюсь…

https://mirnov.ru/obshchestvo/socialnaja-sfera/viktor-suhorukov-k-yubileyu-ne-gotovlyus-prosto-budu-zhit.html

Tags: кино
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments